В то время, пока современная Москва погружается в безумие с прогулками по графику, самое оно немного окунуться в прошлое. В августе 1997 года столица готовилась к своему 850-летию — грандиозному празднику, который, несмотря на все трудности той эпохи, должен был показать всю силу Лужкова как мэра, и всё благополучие Москвы как города. Эту серию фотографий близ московского ВДНХ в августе 1997-го сделал англичанин Дункан Пэйн (Duncan Payne), который на родине трудится водителем автобуса. Он частенько гостит в России, но во всей его коллекции меня особенно привлекли эти фотографии с кусочками нашего детства. Мы немного заобщались, и он любезно согласился поделиться картинками; с моей стороны же — пара строк о биографии каждого из заснятых им фигурантов.

Ikarus-280.33M #03528

Самый новый из автобусов в подборке — Икарус-280.33М 96 года постройки. На момент съёмки он не отработал ещё и года. Это — уже не "переходная" машина, хоть и построена она в 96-м: мосты здесь уже нового образца, выполненные под евроступицу и дисковые колёса. Внимательного читателя может позабавить достаточно смелая по тем временам реклама. Биография его проста, как формула воды: автобус просто отработал всю жизнь в Москве, вплоть до 2010 года, и не менял даже госномера на протяжении всей своей жизни.

Mercedes-Benz Türk O325 #06835

Этот Мерседес пришёл в Москву немногим раньше Икаруса, что выше — здесь ему уже два года. Такие Мерседесы "Мосгортранс" получал из Турции с 1994 по 1996 год в результате сложной сделки со взаимозачётами. Машина благополучно доработала в Москве до списания в конце 2009 года — причём значительную часть жизни Тюрк провёл в заказах, а не на линии. Подробнее об истории модели в России я уже как-то рассказывал

ЛиАЗ-677М #06328

Куда же без Нашего Всего? Москва девяностых была ещё полным-полна классическими ЛиАЗами; 677-й всё ещё был основным автобусом как Москвы, так и большинства городов бывшего Союза. А этот представитель вида, например, даже нёс стажёрскую кабину для обучения водителей-новичков. На заднем плане выглядывает белая ГАЗель "Автолайна" — только зарождавшегося гнезда московских маршруток. Контора, к слову, жива и по сей день — хоть пережила и смену хозяев, и множество смен юрлиц, и даже крупную транспортную реформу 2016 года.

ЗИУ-6205 #6690

6-го троллейбусного парка больше нет — теперь он полностью населён электроигрушками, а о троллейбусе в той степи уже постепенно забывают. Эта "гармошка" ЗИУ 1993 года постройки — как раз оттуда. На линии она доработала до 2004-го, пережив один капитальный ремонт.

ЗИУ-683Б #6608

А это — представитель гармошек ЗИУ предыдущего поколения. При всём их внешнем сходстве, эти машины принципиально отличаются между собой электронной начинкой. Машина 1986 года постройки к моменту съёмки пережила капремонт, и списалась через два года, в 1999-м.

Ikarus-''260.37'' (СВАРЗ) #06192

После того, как с производства сняли ЛиАЗ-677, в Москве обозначился конкретный дефицит автобусов большого класса. Поставки ремзаводских 677-х полукустарной сборки и турецких Мерседесов положение не спасали, новый ЛиАЗ-5256 был слишком сырым, а Икарус-260 — дорогим даже для Москвы. Поэтому, чтобы частично решить проблему нехватки таких машин, при капремонте на заводе СВАРЗ уже славно поработавшим "гармошкам" Икарус-280… удаляли прицепы, переоборудуя их по образу и подобию модели 260. Этому зверю, построенному как "гармошка" в 1987-м, и пережившему купирование хвоста в 1994-м, оставалось жить чуть больше года: его списали в конце 1998-го.

ЛиАЗ-677М #03485

Впрочем, не всем автобусам в Москве была уготована столь короткая жизнь. Например, этот ЛиАЗ-677, построенный в 1991 году, в составе крупной партии собратьев в 2003 году уехал на новое место работы — в Нальчик, столицу Кабардино-Балкарии, что на Кавказе. Там он, правда, долго не протянул: "москвичи" достаточно быстро исчезли с местных улиц, когда в городскую автоколонну пришёл крупный частный инвестор и накупил много новых автобусов. Инвестор, правда, достаточно быстро прогорел, но это — уже другая история…

Ikarus-280.64 #06378

На рубеже 80-х Москва получила немалое количество модернизированных "280-х", отличающихся от предшественников салоном с "травмобезопасными" креслами и дверьми с поворотными, а не складными створками. Правда, последнее нововведение, бывшее опцией, в Москве было принято с холодцой: бытует мнение, что тушки пассажиров в час-пик постоянно выдавливали из дверей дефицитные гнутые стёкла. Поэтому со временем "Мосгортранс" стал получать Икарусы с дверьми старого образца, со складными створками. Герою этого фото, выпущенному в 1989-м, оставалось жить всего два месяца — в октябре он уже был снят с учёта для утилизации, и вскоре порезан.

Ikarus-280.33 #06264

После распада Союза поставки новых Икарусов в Москву значительно затруднились: нарушились экономические связи, венгры захотели валюту, а не взаимозачёты… В какой-то мере проблему решала локальная сборка венгерских автобусов в Москве: с 1993 года "Икарусы" собирал Тушинский машиностроительный завод. Традиционная окраска для машин 93-95 года — вот такая, красно-белая; но здесь видны отклонения от оригинала, намекающие на то, что автобус кустарно перекрасили после нанесения рекламы. Автобус с этого фото, выпущенный в 1993-м, работал в Москве до 2004 года.

ЗИУ-682В #6223

Кстати, о рекламе. Самый старый образец техники в подборке — этот ЗИУ-682В, построенный в 1984 году. Попробовали бы они такую рекламу сделать в 2020-м (= Сам "рогатый" отработал 15 лет, пережив два заводских капремонта — и отбыл в металлолом в 1999 году, через два года после съёмки.

ЗИУ-682В #6221

Старожилы вспоминают, что в Москве девяностых транспорт был закатан в рекламу чуть менее, чем весь — но в подборке всего две "рекламных" машины, и обе — троллейбусы. Этот ЗИУ 87-го года пережил один заводской капремонт, и списался в 2001 году.

ЛиАЗ-677М #06217

Ещё один учебный "Луноход" со стажёрской кабиной попался британскому гостю в тот же день и тот же час. Только в отличие от собрата, он был приписан не к 3-му, а к 6-му автобусному парку. Внимательный читатель даже может заметить, что в кабине наставника сидит опытный пилот, а за рулём — явно осваивается новичок. Этому ЛиАЗу оставалось жить ещё три года: его спишут в декабре 2000-го.

Ikarus-280.64 #06276

Ещё один "рестайлинговый" 280-й с поворотными дверьми и травмобезопасным салоном — близнец машины с фото выше. Явно самопальный окрас мимо цвета выдаёт бывшего носителя рекламы: краску для восстановления исходного цвета подкидывали рекламные агентства, а они не усложняли себе жизнь подбором подходящего цвета…

ЗИУ-682Г #6276

Бывают в жизни совпадения! Английскому гостю на одной и той же точке попались и автобус, и троллейбус под одним номером — 6276. Наверное, в этом есть некий знак — но не будем погружаться в странные дебри. О самой машине можно сказать следующее: 1991 год постройки, пережила два капитальных ремонта на МТРЗ, по результатам которых обрела кузовные элементы от ЗИУ предыдущего поколения — модели 682В. Машина списалась в 2001-м.

Kutter 9 Clipper / Scania 112

Бонус для тех, кто осилил пост. Это уже не Москва, а Париж, бульвар Клиши, октябрь 1994 года. Явно подержанный скандинав с чёрными советскими номерами? Бывало и такое: это госномер специальной серии для загранпоездок. Обычно их выдавали временно в регионах, где буквы на госномерах не сходились с латиницей. Судя по всему, на этом Куттере из Калининградской области "выездной" номер несколько задержался… Прошлое автобуса вполне прозрачно: он и построен, и работал в Финляндии, а уже в 90-е попал в Россию как б/у. А вот его дальнейшая судьба туманна: регистрационные действия хоть и были ещё в 2013 году, но далеко не факт, что документы за ним с какого-то момента не донашивала какая-нибудь другая машина. Что я имею сказать в завершение. На мой скромный взгляд, разрыв в благополучии между Москвой и другими городами нашей необъятной тогда был не столь кричащ и разителен. Как минимум, техника на дорогах оставалась одной и той же от Москвы до самых до окраин. Но пройдёт совсем немного лет, и что-то пойдёт не так: одни станут покупать новейшие модели в полном фарше — а другие в принципе останется без цивилизованного городского транспорта.